Согласно исследованиям канадского психолога Эрик Берна у человека есть 3 состояния, из которых он может коммуницировать с другими: взрослый, родитель и ребенок.
В психодраматической работе участники терапевтических групп и индивидуальных консультаций имеют возможность встретиться в буквальном смысле лицом к лицу со своими внутренними ролями, среди которых часто приходится иметь дело с Родителем, Ребенком и Взрослым.
Изучая, как это устроено у них внутри, мои клиенты учатся распознавать похожие состояния и у окружающих их людей.
На самом деле у каждой роли существуют довольно четкие проявления, которые можно увидеть по выражению лица, позе, жестам, услышать в речи.
Начнем с роли Родителя. Основная идея родительской позиции- контроль в разных его проявлениях (от заботы до гиперопеки). Какие проявления можно увидеть в общении?
Человек, находясь в роли Родитель может использовать указующие или запрещающие жесты и слова. Так же для Родителя бывает характерна так называемая поза сахарницы (руки в боки, ноги расставлены), жесткие, не терпящие обсуждения интонации. Вместе с тем Родитель может иметь и другой голос: вкрадчивый, немного нудящий, как будто уговаривающий послушаться и сделать так, как он хочет. Клиенты, оказавшись в роли Родителя, обычно чувствуют в себе много власти и силы. Часто от Родителя звучат фразы типа «Ты никуда не денешься от меня.», «Будет так, как я скажу!», «Я хочу, что бы ты подчинялась мне.» «Ты без меня никто.», и так далее…
Ребенок. Мир Ребенка- это мир чувств и желаний. Для сильного, адаптивного Ребенка характерна подвижность, открытое, интенсивное выражение чувств и желаний при совпадении вербальной и невербальной информации (то есть вы будете видеть невербальные проявления именно тех чувств, о которых человек говорит), потребность быть в центре внимания, расслабленность. От человека, находящегося в роли такого Ребенка, можно услышать фразы: «Я хочу.» «Я злюсь (люблю, грущу, и т.д…).» Такой ребенок легко знакомится с новыми людьми, искренно интересуется ими, стремится заводить отношения, сближаться.
К сожалению, часто наш Внутренний Ребенок нет столь силен, как Родитель. Для слабого Ребенка характерна некоторая потерянность, ощущение себя плохим, недостойным, отсутствие желаний и чувств. Человек в роли такого Ребенка может быть склонен излишне угождать партнеру по общению, как будто единственная возможность для него почувствовать себя хорошим- это получить одобрение от другого.
Часто в роли такого Ребенка человек может говорить, что он ничего не чувствует, хотя внешне вы будете видеть проявления гнева или страха. Неадаптивному ребенку свойственно отрицание или игнорирование своих желаний. Он может либо вообще ничего не хотеть, либо хотеть того, что сделает его хорошим в глазах мамы, семьи, коллег…
Как выглядит тело такого ребенка? Низкий тонус, часто опущенные вниз плечи и голова, напряженность в отдельных частях тела, часто неадекватная ситуации.
Взрослый. Роль Взрослый характеризуется стопроцентной ответственностью за то, что происходит здесь и теперь. Взрослый может сознательно выбирать, в какой роли ему сейчас быть. И, что очень важно, Взрослый полностью отвечает за последствия своего выбора.
Это Взрослый придумывает безопасный для окружающих способ для Ребенка выразить злость (и любые другие чувства). Взрослый зовет Ребенка подурачиться на вечеринке с друзьями. Или решает позвать родителя, что бы он проследил за правилами игры на переговорах или помог не остаться на ночь у соблазнительного парня, с которым ты только что познакомилась…
Находясь в роли Взрослого, человек ровно дышит, рассудителен, спокоен, в его речи звучат слова, говорящие об оценке ситуации. Взрослый в контакте с реальностью.
По большому счету целью психотерапии можно считать развитие, выращивание этой самой роли Взрослого, которая неотъемлемо связана с поддержанием контакта с Родителем и заботой о Ребенке.