Дары рода: ресурс в работе с семейной историей

Воспоминание о группе, которую мы с коллегой Леной Булавкиной делали на XIII Московской Психодраматической Конференции в 2015 году.
Сама идея «Даров» появилась в результате моей собственной клиентской работы с историей рода и осознания того, что в любой семейной истории есть дары. И контакт с ними открывает клиенту доступ к очень мощной энергии ресурса.
Давайте заглянем в приоткрытую дверь…

…и узнаем, что же привело на эту группу участников:
– Хочется ресурса, подарков.
– Я тут впервые, пришла, куда потянет и тема рода для меня важна.
– Мне сейчас тоже актуальна ваша мастерская, хочу продолжить исследование этой темы.
– Я уже 4-5 лет собираюсь нарисовать семейное дерево. Мне бы хотелось получить ресурс.
– Я 7 лет назад делала работу по семейной истории. Я знаю, насколько это сильно бывает, сходить в род и получить подарки. Сейчас у нас есть задача переехать из Москвы в собственный дом. У меня есть ощущение, что можно сходить к моим бабушкам и прабабушкам, которые жили на земле, попросить ресурс.
– Меня привлекла тема подарков. Мне все время дарят не то, что я хочу и ожидаю. Хочу послушать себя и понять, почему так?
– Пришла отдать дань роду. Мне важно это сделать правильно, чтобы это было принято.
– Хочу получить одобрение от рода на ту деятельность, которой я занимаюсь сейчас. Хочется наладить отношения с мамой и женской линией, что бы взять оттуда ресурс.
– Я уже какое-то время работаю с родом. После смерти бабушки я заметил, как тяжесть распределилась на всех членов нашей семьи. Хочу что-то с этим сделать.

Получается, что в основном участники мастерской пришли за ресурсом или благословением. С такими вводными данными мы начали.

Прежде чем мы посмотрим на историю подарка, давайте обратимся к определению.
Что же такое «Подарок»?
Смотрим словарь русского языка Ожегова С.И.
«Подарок – вещь, которую дарят, подарили. Сделать, получить подарок. Подарок судьбы (переносное значение: о большой и неожиданной удаче, радости)».
И Википедия дала нам свою версию:
«Пода́рок — вещь, которую даритель по собственному желанию безвозмездно преподносит в полное владение с целью доставить удовольствие, пользу получателю подарка.
Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но, как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определенным событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространенные из них:
– обычаи и праздники (день рождения, юбилей, Новый год, свадьба, Рождество, День святого Валентина);
– выражение признательности, благодарности;
– выражение любви или дружбы;
– выражение сочувствия;
– выражение симпатии.
Нередко подарок обладает дополнительным скрытым смыслом, понятным как для дарителя, так и для одариваемого. Этот смысл обусловлен личными отношениями людей, а также способом преподнесения подарка или же случаем, по которому подарок был преподнесен.
Иногда подарок накладывает определенные обязательства на того, кому дарят, требует ответного подарка спустя какое-то время».

История подарка на Руси тоже интересна.
На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.
На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда должен был входить в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить».

В чем же суть понятия “подарок”?
Начиная с каменного века до сегодняшнего дня, подарки были важны и имели свой смысл. Ими выражали заботу, намерения, подчеркивали социальный статус дарителя и получателя, регулировали социальные отношения.

Вслушаемся в голоса, звучащие пословицами и поговорками:

  • Дареное не дарят!
  • Подарки не отдарки!
  • Дорого яичко ко Христову дню!
  • Книга — лучший друг и подарок.
  • Дареному коню зубы не пересчитывают.
  • Нельзя отпускать гостя без подарка.
  • Дар в пазуху открывает многие двери!
    и т.д.

Но хватит теории. Вернемся к нашей мастерской.
После разговора о подарках в контексте времени и истории мы предложили группе работу в парах.
Темы двухминутных обсуждений были следующие:
– Какие ритуалы в моей семье существуют вокруг подарков?
– Самый традиционный в моей семье подарок (что у нас в семье обычно дарят)?
– Один из подарков, который вам перешел от старших из семьи?

Далее мы предложили участникам группы исследование разных подарков и отношений с ними.
Делать это предлагалось традиционным для Психодрамы способом, вхождением в роль:
– подарка, который злит;
– подарка, который удивил;
– трогательного подарка;
– неожиданного подарка;
– подарка, который выбросить жалко, а использовать не понятно как;
– долгожданного подарка;
– подарка, который все никак не подарят;
– подарка, который я все никак не подарю.

Далее участники выбирали тот тип подарка, который в настоящий момент волнует больше всего, где, как говорится, больше энергии. Из роли этого подарка группа звучит разными голосами:

  • Я — подарок мамы ребенку: Резинка с оранжевым шариком, вишу на елке и жду, когда меня найдет моя будущая хозяйка! Скорей бы она меня надела на волосы!
  • Я — подарок от любимого мужа: я — Отель в Дубае. Я хочу тебя порадовать и поделиться кусочком великолепия, чтобы ты светилась и чувствовала всю палитру чувств от меня.
  • Меня подарили на день рождения. Я — Розовый Мышонок, который поет песенку.Я лежу среди других игрушек и хочу, чтобы меня нашла девочка! Достань меня, посади рядышком, я соскучился!
  • Меня подарил будущий муж. Я — Дом на море, в Краснодарском крае. Меня Вселенная никак не подарит Хозяйке. Она меня ищет, но не может найти. Чувствую нетерпение, что пора меня уже появиться. Я готов, я жду тебя, ищи меня.
  • Я — Черный Лакированный Табурет. Меня подарили девочке, которой 8 лет. Я очень нудная и скучная вещь из магазина недалеко от дома. Меня подарили родители. Послание: Ну как такое можно дарить ребенку!? Я знаю, что я тут с тобой не на месте, мне тут не нравится, я для пианистов и хочу быть рядом с пианино!
  • Я — Подарок от вселенной, который никак не подарят. Я твой единомышленник с хорошими организаторскими способностями. Ты еще не готов, я тоже еще не готов. Мы раньше времени друг друга просто не оценим.
  • А я — Золотая Цепочка с кулончиком. Меня подарила тетя отца, которая его воспитала. Тетя, к сожалению, не смогла сама приехать, поэтому передала с отцом Меня. Я не знаю, старинная ли Я, но чувствую ответственность. И мне немного грустно, потому что Хозяйка меня не носит, не решается, боится потерять. Я — подарок-напоминание. Хозяйка очень грустит, что не застала родных бабушек, а я напоминаю, что у нее все-таки есть бабушка. Доставай меня почаще, я хочу быть ближе к тебе.
  • Я — Белая Кошечка. Меня подарит взрослая женщина внутреннему своему ребенку, но меня еще не подарили. Она пока не решается… И я очень хочу быть подаренной, приносить радость. Подари меня уже скорее.
  • Я — Неожиданный Подарок. Я большой и красивый, в коробочке. Ко мне надо на Вы. Я не знаю точно от кого я, главное, что я неожиданный. Не надо меня искать.
  • Я — Собака. Меня подарили на окончание колледжа с отличием.
  • Я — Белый Костюм с Микки Маусом, спортивный и очень красивый. Меня купила бабушка и положила в шкаф, и я знаю, что хозяйка меня хочет и ждет, но она злится, что ждать еще полгода. А когда меня подарят, она из меня вырастет. Мне досадно, это так глупо, я хочу к тебе, я знаю, как ты меня хочешь… Мне грустно, что я могу принести столько радости, а не приношу.

Итак, группа достаточно разогрета, и появились темы для работы:
– Хочу получить благословение того, чего я делаю от бабушек и прабабушек, услышать послание от рода (женской части), которое прошло мимо меня.
– Хочу поработать с отношениями с родителями и тем, что я не хочу того, чего хотят они.
– Хочу получить благословение, что я достаточно хорошая.
– Два года назад умерла бабушка, и на семью опустилась тяжесть. Я это очень чувствую. Она как будто перешла от бабушки на маму, тетю, а от них на меня. И хочется сбросить это состояние, легкости какой-то почувствовать.

Группа делает социометрический выбор, и мы приступаем.
В данном тексте мы предлагаем читателю описание одной психодраматической работы в качестве примера и повода поразмышлять о теме семейной истории и ресурса в групповой терапии и Психодраме.

Клиент (в дальнейшем – К), молодой человек, назовем его Максим, 30 лет (имена, возраст изменены в целях конфиденциальности) предъявляет запрос следующим образом:
«После смерти бабушки, мама изменилась: ушла радость из дома, и пришла такая тяжесть, что сил нет. Хотелось бы вернуть в семью и в отношения с мамой легкость…»
Приведем некоторые размышления терапевта (в дальнейшем – Т), предваряющие работу.
«В запросе я услышала две темы: не пережитую до конца потерю и тему отношений с матерью. Обе эти темы глубокие и явно выходят за рамки формата мастерской. Вместе с тем, в запросе звучит и другое: то ли воспоминание, то ли мечта о былой легкости. За нее я и ухватилась».
Т.: Где тебе хотелось бы встретиться с твоей легкостью здесь?
К.: У меня есть такая фантазия: по материнской линии у меня греческие корни. Дед (муж той самой бабушки, которая умерла) был наполовину грек. Его род путешествующий, кочевой. Семья деда перебрались из Греции в Керчь в 19 веке. Сам дед давно умер, а с ним ушли какая-то свобода, путешествия, оливки…
Т.: Как тебе хочется построить эту сцену?
К.: Мне рисуется большая семья, застолье, все что-то пьют, разговаривают…
Максим делает сцену, выбирает на роли членов группы. Дает им имена. Имена очень красивые, греческие.
Терапевт предлагает дать каждому персонажу голос, задать роли.
Греческая семья звучит громкими выразительными голосами:
“Все склеится!”
“Давайте все сделаем мягко и вместе…”
“Ха-ха-ха, что-нибудь провернем, придумаем, давай сыграем!”
“Пускай ребята веселятся, я веду очаг…”
“Все так красиво!”
Т.: Как ведут себя за столом эти люди?
К.: Они все время двигаются, переговариваются…
Т.: Какая тут погода? День недели? Время года?
К.: Здесь теплый вечер, день был солнечный, мы недалеко от берега, на возвышенности, это выходной. Над нами чистое небо, появляются первые звезды.
Т.: Что на столе?
К.: Стол легкий, переносной, много воды, немножко домашнего вина, виноград, чуть-чуть оливок и овощей, орешки. За столом все двигаются, если мужчины что-то начинают друг другу доказывать, женщины смягчают…
Терапевт просит участников сцены войти в роли и действовать.
Клиент смотрит на сцену из зеркала, но не решается войти в нее и занять отведенное ему место.
Терапевт предлагает добавить в сцену еще больше цвета и движения. Для этих целей пригодятся ленты, которые символизируют энергию и сообщение каждого сидящего за столом. Клиент выбирает и раздает персонажам ленты. И вот он уже в пространстве сцены, готов занять свое место.
В какой-то момент приходит образ: все ленты от персонажей сходятся у клиента. Ведь эти послания — ему, и с помощью лент он может символически их получить, закрепив в ощущениях не только аудиальных и визуальных, но и тактильных.
Т.: Что чувствуешь?
К.: Что-то общее со всеми ними… Жизнь, кайф семейного душевного круга. Все свои, все такое родное, вот, где легкость!
Т.: Закрой глаза и послушай голоса легкости еще раз…
К.: (закрывает глаза) Я сейчас чувствую, что пришел еще один человек. Он старше, чем другие, он светлый. Он смеется от души, не над чем-то — просто так. Он подошел и положил руки мне на плечи. Я ему какой-то правнук. Он слегка на меня опирается, но это легко, он передает мне тепло и контакт, обращается ко всему кругу. Ему лет 70, но он живчик, в нем много силы и мощи.
И он говорит: «Как я рад, что вы все тут собрались…!»
Клиента открывает глаза. Теперь он глубоко и ровно дышит, на щеках появился румянец: «Я всю жизнь мечтал о таком семейном кругу, я хочу это создать в своей семье. И это ощущение легкости и ресурса я запомнил и смогу пользоваться им в жизни тогда, когда мне нужен ресурс».
На этом мы заканчиваем работу.
Прадед, пришедший в самом конце работы, старец и живчик, — спонтанно появившаяся точка с запятой, которую протагонист ставит в этой работе. С одной стороны, это квинтэссенция работы и заявленной в ней легкости. А с другой — это дверь в дальнейшее исследование. Мы осознанно не идем тут в роль этого старца, ибо формат мастерской ограничен по времени, а появившаяся фигура, очевидно, не проста и многогранна. Все, что терапевт может сделать для клиента в данном формате — это максимально проявить этот образ и дать возможность ощутить больший контакт с ним.
Работа с семейной историей — это всегда немного на ощупь. Мы никогда не узнаем, были ли в реальности эти люди, жили ли они действительно в этих местах, так ли их на самом деле звали… Мы имеем дело с внутренней правдой протагониста, его ощущениями, интерпретацией, его чувствами! И именно эта реальность является рабочим пространством для терапевта, работающего в психодраматическом подходе.
Когда мы задумывали группу, мы много размышляли о том, что работа с семейной историей часто провоцирует проявление травматичных тем, связанных с потерями, неоплаканными смертями, тайнами, страхами и т.д. И вместе с тем, мы хотели остаться на уровне именно ресурсной мастерской.
Что же помогает больше ориентировать работу с семейной историей на ресурс?
Мы пришли к выводу, что это, во-первых, внимание к эпохе. В тот момент, когда мы разворачиваем сцену из семейной истории на историческом ландшафте, краски становятся ярче и разнообразнее. Появляются новые оттенки и смыслы. Скупая бабушка в панораме военного времени оказывается той, которая спасла семью от голода, а сухой и черствый отец в эпоху перестройки открывается неожиданным посланием: «Я верю в тебя, дочка! Выбирай то, что тебе по сердцу, а я буду рядом, чтобы не случилось!»

Если прислушаться и обратить внимание, то у каждой эпохи, даже самой тяжелой и беспросветной есть свой, особенный аромат: трудности выживания часто идут рука об руку с поддержкой. И нам на мастерской было важно развернуть эпоху и время той стороной, где есть жизнь, поддержка, дружба, песня, любовь!..
Нашей целью было создать такие условия, чтобы участники прикоснулись не только к травмирующим событиям, но и к той силе рода, что помогала выживать, двигаться дальше, дышать.
Работа с ресурсом в семейной истории позволяет прикоснуться к идее, что какими бы времена не были (а они всегда трудные) у нас есть связь времен. Мы как будто продолжаем держаться за руки с теми, кого уже нет и нести то важное и главное, что создает саму жизнь и отношения.
Вспоминается работа, где протагонист заявляла темой то, что умеет отлично работать, а выдохнуть и отдохнуть, расслабиться, не получается, хотя очень хочется.
И выяснилось, что взято это из рук мамы и бабушки.
Делаем большое полотно послевоенного времени, где бабушка молодая, и слушаем из роли, что еще было в ее жизни важного, ценного?
Оказывается, она очень любила танцы.
И вдруг подает голос другая бабушка, которую в роду не слишком любили, потому что она пела так часто, что доверия в родне не вызывала. Идем в ее роль и открываем, что петь она начала, потому что долго не говорила. А не говорила, потому что на ее глазах в войну фашисты расстреляли 12 братьев.
«Вот и пою с тех пор, видимо, чтоб не заплакать…»
Так обе бабушки явили протагонистке время со всех сторон, но главное, научили, как можно отдыхать и расслабляться даже в самые сложные времена.

Итак, что, по нашему опыту, работе с семейной историей позволяет удерживаться на уровне ресурса:
– рассмотрение сцен и персонажей в исторической перспективе и социальном контексте;
– введение в работу таких персонажей как: Голос Эпохи, Время, Война, Жизнь, Смерть, Голод… (и дать им голос, услышать их послание);
– встреча с далеким предком (получение благословения, совета или просто диалог о важном для протагониста);
– работа с предметами, особенно теми, что пережили несколько поколений и эпох в одной семье, в одном роду (фотографии из семейного альбома, реликвии, пуговицы, дверные ручки, посуда, иконы, шляпки…);
– фокус на запросе протагониста, внимание к состояниям и чувствам, звучащим в запросе.

Заканчивая наши рассуждения, хочется выразить благодарность и экс протагонистам, и участникам группы. И пожелать нам всем устойчивости и интереса к своей истории семьи и рода. Задач нынче жизнь преподносит много, а иногда и в тупик ставит. И вот здесь самое время не опускать руки, а вспомнить, как справлялись те, кто жил до нас.
Чтобы «завтра» было таким, как вы хотите, хорошо бы сегодня посмотреть, как было «вчера».

Вдохновлялись литературой
Михайлова Е.Л. «Я у себя одна», или Веретено Василисы».
Шутценбергер А.А. «Синдром предков», «Психогенеалогия».
Франке У. «Когда я закрываю глаза, я вижу тебя».
Бебчук М., Жуйкова Е. «Помощь семье: психология решений и перемен».