Шпаргалка родителям: как помочь ребенку с домашним заданием

Часто дети в начальной школе испытывают сложности в том, что бы организовать свою деятельность: спланировать ее, выполнить все этапы и проверить результат, в случае необходимости исправить и снова проверить. Эти сложности обычно проявляются следующим образом:

  • ребенку сложно начать новое задание, ему нужно чуть больше времени, чем всем остальным, что бы сориентироваться, что от него требуется;
  • ребенок может начать выполнять задание верно, но пропустить или забыть про один элемент или этап в выполнении задания;
  • ребенку сложно переключиться с одного задания на другое, он по инерции повторяет в новом задании действия предыдщего;
  • ребенок легко отвлекается от задания, любой шум может сбить его внимание, и вернуться ему сложно;
  • ребенку сложно проверять себя, он не видит ошибок;
  • когда ребенок выполняет задание или решает задачу, его действия могут казаться импульсивными, он совершает “дурацкие” ошибки по невнимательности;
  • при письме пропускает буквы, слога или слова, меняет буквы и слога местами, пропускает точки, большие буквы и пробелы;
  • Родители таких деток часто списывают подобные проявления детей на невнимательность, отсутствие мотивации и интереса к учебе. Они тратят часы и нервы на то, чтобы добиться от своих детей выплнения домашних заданий, но ничего не помогает. В итоге и дело не сделано, и отношения испорчены.

    Что же делать?

    У родителей существуют возможность помочь ребенку научиться планировать и контролировать свою деятельность.

    Для начала надо запастись хорошим настроением и энтузиазмом.

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    Предварительный этап – Мотивация

    Родитель говорит: “Я тебя научу делать задания быстро и хорошо. Давай начнем  с завтрашнего дня. Но единственное условие: ты должен в школе точно записать домашнее задание. Увидишь за сколько мы справимся”.

    Когда ребенок идет утром в школу, родитель напоминает ему про договоренность: “Ты помнишь, что сегодня мы идем с тобой на рекорд, мы выполняем задания быстро и хорошо, но помни, что ты должен записать целиком домашнее задание”.

    Основной этап – Выполнение домашнего задания

    Родитель заранее выбирает время, когда ребенок готов, сыт и отдохнул.

    1. Планирование
      Родитель: “С чего мы начнем?” /ребенок выбирает./ “Хорошо, открывай дневник и смотри.
      Когда ребенок готов, родитель приносит часы, ставит сбоку от ребенка и говорит: “Сейчас … часов, засекаем время. Какая задача первая? (Ребенок должен повторить задание своими словами.) Открывай. Читай. Обьясни мне, что нужно сделать в этой задаче? Спрашивается? Как будешь решать задачу?” Ребенок проговаривает: “сначала нужно узнать это, потом это (если делается задание по русскому языку, то сначала ребенок читает 1е предложение и устно проговаривается что нужно сделать…)
    1. Выполнение
      Ребенок записывает условие задачи и решает по действиям. После каждого действия обязательно выполняется проверка.
    1. Подкрепление и мотивация
      Родитель: “Посмотри, мы так подробно и долго разбирали эту задачу, а времени ушло мало- всего … минут. Готов к следующей задаче?”
    1. Повторяются п.1-3
    2. Подведение итогов
      Родитель говорит: “Мы с тобой за 30 минут выполнили все задание по математике (занятие не должно длиться больше 40 минут без перерыва). Сейчас иди 3 (5) минуты отдохни, попей… и мы продолжим.”
    1. Сокращение роли взрослого_1
      На следующий день родитель говорит ребенку: “Ну что, повторим рекорд?!

      Теперь родитель проговаривает только условие задачи, и форму записи. А дальше предлагает ребенку продолжить самому и говорит: “Продолжай сам, а у меня есть кое-какие дела.” Взрослый отходит от ребенка, а если видит, что он отвлекается, подходит со словами поощрения, например: “ну как, у тебя замечательно получается?” (ругать ни в коем случае нельзя!! Если надо, родитель помогает как в предыдущий день и старается сократить время своего присутствия при выполнении ребенком домашнего задания).

    1. Сокращение роли взрослого_2
      Теперь родитель только читает вместе с ребенком задачу, а дальше предлагает ему продолжить самому. Периодически взрослый подходит и доброжелательно интересуется как дела, демонстрируя уверенность, что ребенок прекрасно справляется.
    2. Мотивация
      Через 2-3 дня взрослый подводит итог: “Смотри, ты сегодня сделал домашнее задание за час, вчера за … Если ты и завтра так сможешь, то в выходные мы…

    Удачи вам!