Часто дети в начальной школе испытывают сложности в том, что бы организовать свою деятельность: спланировать ее, выполнить все этапы и проверить результат, в случае необходимости исправить и снова проверить. Эти сложности обычно проявляются следующим образом:
Родители таких деток часто списывают подобные проявления детей на невнимательность, отсутствие мотивации и интереса к учебе. Они тратят часы и нервы на то, чтобы добиться от своих детей выплнения домашних заданий, но ничего не помогает. В итоге и дело не сделано, и отношения испорчены.
Что же делать?
У родителей существуют возможность помочь ребенку научиться планировать и контролировать свою деятельность.
Для начала надо запастись хорошим настроением и энтузиазмом.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Предварительный этап – Мотивация
Родитель говорит: “Я тебя научу делать задания быстро и хорошо. Давай начнем с завтрашнего дня. Но единственное условие: ты должен в школе точно записать домашнее задание. Увидишь за сколько мы справимся”.
Когда ребенок идет утром в школу, родитель напоминает ему про договоренность: “Ты помнишь, что сегодня мы идем с тобой на рекорд, мы выполняем задания быстро и хорошо, но помни, что ты должен записать целиком домашнее задание”.
Основной этап – Выполнение домашнего задания
Родитель заранее выбирает время, когда ребенок готов, сыт и отдохнул.
-
Планирование
Родитель: “С чего мы начнем?” /ребенок выбирает./ “Хорошо, открывай дневник и смотри.”
Когда ребенок готов, родитель приносит часы, ставит сбоку от ребенка и говорит: “Сейчас … часов, засекаем время. Какая задача первая? (Ребенок должен повторить задание своими словами.) Открывай. Читай. Обьясни мне, что нужно сделать в этой задаче? Спрашивается? Как будешь решать задачу?” Ребенок проговаривает: “сначала нужно узнать это, потом это (если делается задание по русскому языку, то сначала ребенок читает 1е предложение и устно проговаривается что нужно сделать…)
-
Выполнение
Ребенок записывает условие задачи и решает по действиям. После каждого действия обязательно выполняется проверка.
-
Подкрепление и мотивация
Родитель: “Посмотри, мы так подробно и долго разбирали эту задачу, а времени ушло мало- всего … минут. Готов к следующей задаче?”
- Повторяются п.1-3
-
Подведение итогов
Родитель говорит: “Мы с тобой за 30 минут выполнили все задание по математике (занятие не должно длиться больше 40 минут без перерыва). Сейчас иди 3 (5) минуты отдохни, попей… и мы продолжим.”
-
Сокращение роли взрослого_1
На следующий день родитель говорит ребенку: “Ну что, повторим рекорд?!”Теперь родитель проговаривает только условие задачи, и форму записи. А дальше предлагает ребенку продолжить самому и говорит: “Продолжай сам, а у меня есть кое-какие дела.” Взрослый отходит от ребенка, а если видит, что он отвлекается, подходит со словами поощрения, например: “ну как, у тебя замечательно получается?” (ругать ни в коем случае нельзя!! Если надо, родитель помогает как в предыдущий день и старается сократить время своего присутствия при выполнении ребенком домашнего задания).
-
Сокращение роли взрослого_2
Теперь родитель только читает вместе с ребенком задачу, а дальше предлагает ему продолжить самому. Периодически взрослый подходит и доброжелательно интересуется как дела, демонстрируя уверенность, что ребенок прекрасно справляется. -
Мотивация
Через 2-3 дня взрослый подводит итог: “Смотри, ты сегодня сделал домашнее задание за час, вчера за … Если ты и завтра так сможешь, то в выходные мы…”
Удачи вам!